Бхагаван:
Критиковать других людей - это грех. Это показатель слабости и комплекса неполноценности. Вы не должны критиковать или ненавидеть кого-либо. На самом деле ни у кого нет права критиковать других.
Чтобы справиться с этим, вы должны в первую очередь задать себе вопрос:
«Кого критикуют? » Тогда вы не будете больше чувствовать огорчения. Почему? Если критикуют ваше тело, вы не должны обижаться, потому что тело временно и эфемерно. Вы должны быть безразличны к своему телу, которое доставляет вам много трудностей и проблем. Другой человек оказывает вам услугу, критикуя ваше тело. Вы должны быть благодарны ему за то, что он делает это за вас. Разве критика относится к духу, или Атме? Это невозможно, потому что тот же самый дух, или Атма находится также и в самом критикующем. Атма — это высшее Я, которое одно и то же во всех. Тогда кто критикующий, а кто критикуемый? Это все равносильно критике самого себя. Эгоизм и зависть являются коренными причинами, побуждающими человека критиковать других.
Вы должны задать себе другой вопрос, если хотите знать, как реагировать на критику, направленную в ваш адрес. Приведу маленькую иллюстрацию. Предположим, вам доставили заказное письмо. Если вы не хотите принять его, вы можете отказаться от получения. Тогда заказное письмо будет возвращено самому отправителю. Разве не так? Подобно этому, критику против вас можно сравнить с заказным письмом. Не признавайте и не принимайте ее. Отказывайтесь от нее, и пусть это же самое заказное письмо критики вернется к своему отправителю, самому критикующему. Если кто-то громко и воинственно говорит против вас на публике, все это пропадает в воздухе или поблизости от вас. Если кто-то обвиняет вас тайком, это возвращается к самому обвиняющему. Я считаю, что человека следует судить по его достоинствам, а не по его недостаткам. Я снова и снова прошу вас искать свои собственные недостатки и достоинства других людей.
Если заглянуть поглубже, то можно обнаружить, что личная критика — это не что иное, как «отражение внутренней сущности». Вы замечаете плохое во внешнем мире из-за плохого в вас самих.
Нет ничего, что бы вы могли найти вне самого себя. Однажды Дурьодхану (старшего из Кауравов) попросили отправиться на поиски хорошего человека. Вернувшись, он сказал, что никого не нашел, и если и есть хоть один хороший человек в этом мире, то это он сам. Когда попросили Дхармараджу (старшего из Пандавов) найти и привести плохого человека, он вернулся и сказал, что нет никого хуже, чем он сам. Такова разница отношений двух людей с различными взглядами на жизнь. Какое видение, таким же предстает и творение. Какого цвета очки вы носите, в таком же цвете вы будете видеть и мир. Если вы осознаете эту истину, вы никогда и никого не будете критиковать.
Сарва дева намаскара кешавам прати гачча-пги (кого бы вы ни уважали и ни почитали, это равносильно почтению самого Бога). Бог в каждом, и, если вы уважаете кого-либо, это значит, вы уважаете Бога. И точно так же, сарва джива тираскара кешавам прати гаччати (ненависть к кому-либо равносильна ненависти к самому Богу).
Если вы посмотрите глубоко в глаза человеку, стоящему перед вами, вы увидите свое отражение. Поэтому он не отдельная личность, а ваше личное отражение.
Существует только один, и нет второго, т. е. Бог присутствует во всех. Когда вы указываете пальцем на ошибки другого человека, три других ваших пальца направлены на вас, напоминая о ваших собственных ошибках. Если вы понимаете это, вы не будете никого критиковать или осуждать. Бог дает и прощает. Я часто говорю вам, что прошлое прошло, и его не изменишь. Поэтому будьте осторожны в будущем.